Правовое просвещение
17.06.2020
О порядке рассмотрения обращений

Работа с обращениями является одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры, которая подчинена решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. 

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами гарантированного Конституцией Российской Федерации (ст.33) права на обращение регламентируются Федеральными законами от 17.01.1992  № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на основании которых разработана Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.13 № 45).

Согласно действующему законодательству обращения могут направляться в письменной форме или в форме электронного документа. Также граждане вправе обращаться лично к уполномоченным должностным лицам, которые проводят прием заявителей. В прокуратуре района в доступном для заявителей месте установлен ящик «Для обращений и заявлений». Корреспонденция из указанных ящиков вынимается ежедневно.  
 
Телефонных обращений законом не предусмотрено, что, прежде всего, объясняется невозможностью идентифицировать личность заявителя.  Между тем, государственный гражданский служащий по устным (телефонным) запросам граждан должен сообщить входящий регистрационный номер обращения, дату регистрации, орган, в который оно направлено для рассмотрения, информацию о продлении срока рассмотрения обращения, дату направления ответа, исходящий номер документа.

Письменное обращение должно содержать наименование органа, в который оно направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или
уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись заявителя и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. В обращении, направляемом в форме электронного документа, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ (уведомление о переадресации обращения). Ответ на такое обращение дается в электронной форме.       
    
Обращения должны составляться на русском языке и содержать сведения, достаточные для их полного, всестороннего и объективного рассмотрения (где, когда и кем были нарушены права заявителя и иных лиц; какое процессуальное решение либо правовой акт обжалуется и т.д.).    
Какого-либо обязательного образца (бланка) либо структуры обращения не существует. Главное, чтобы было понятно, кто обращается и по какому вопросу.
Жалобы и заявления, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости - с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в семидневный срок сообщается гражданину, направившему обращение.

Могут быть оставлены без ответа по существу обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи. В этом случае заявителю направляется уведомление о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом на обращение.

Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Соответствующее мотивированное сообщение направляется гражданину в семидневный срок.

Прекращение переписки с заявителем возможно, если повторное обращение не содержит новых доводов, а изложенное ранее – полно, объективно и неоднократно проверялось, ответы даны в установленном порядке правомочным должностным лицом органа прокуратуры.
Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и разрешают обращения в рамках установленной компетенции.  Обращения граждан, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение семи дней направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля с одновременным уведомлением заявителя.

СРОКИ РЕГИСТРАЦИИ и РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ

По общему  правилу обращения подлежат обязательной регистрации   в течение трех дней с момента поступления в соответствующий орган прокуратуры и разрешаются в течение 30 дней со дня регистрации.
В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращения может быть продлен прокурором либо его заместителем не более чем на 30 дней с уведомлением об этом заявителя.
Жалобы, заявления и предложения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются в течение 15 дней.
Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последний днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день.

Федеральным законодательством предусмотрены специальные сроки рассмотрения отдельных категорий жалоб и заявлений. Так, жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора должны рассматриваться в течение 3 суток со дня получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается продление срока рассмотрения обращения до 10 суток, о чем извещается заявитель.

ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН

В прокуратуре района прием граждан, представителей государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, а также иных лиц проводится в течение всего рабочего дня  (с 9.00 до 18.00, по пятницам – до 16.45, перерыв на обед с 13.00 до 13.45) в соответствии с утвержденным графиком. 

При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность. Это требование Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которое подлежит обязательному исполнению.
В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В необходимых случаях гражданам даются устные разъяснения действующего законодательства, а также разъяснения, в какой орган им следует обратиться.  В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. 

Результаты работы с обращениями систематически анализируются и служат основанием для планирования надзорных и иных мероприятий.