Правовое просвещение
12.12.2023
Как не допустить нарушений при размещении заказа у единственного поставщика (управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе)

Единственный поставщик - это физическое или юридическое лицо, с которым можно заключить контракт без проведения конкурентных процедур.

Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Осуществление закупки у единственного поставщика носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Наиболее распространенными основаниями такой закупки у заказчиков являются:
- осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
- выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
- осуществление закупки на сумму, не превышающую 600 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе);
- закупки определенных товаров, работ, услуг в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме, вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Заказчики при осуществлении закупок у единственного поставщика чаще выбирают п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. 
Для ухода от конкурентных процедур сторонами нередко используются механизмы искусственного дробления заказов либо контракты заключаются с единственным поставщиком в отсутствие оснований.
За указанные нарушения законодательства о контрактной системе предусмотрена ответственность, в том числе по ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за дробление закупок, а именно - несоблюдение требований законодательства при принятии решений о способе и об условиях определения поставщика, в виде штрафа в размере от 30 до 100 тыс. руб. 
Предотвратить указанные нарушения возможно путем использования конкурентных процедур при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, либо принятия решения о таком способе размещения заказа исключительно в соответствии с предусмотренными законодательством основаниями.
Государственный или муниципальный контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы или права и законные интересы третьих лиц, может быть признан судом недействительным (ничтожным), применены последствия недействительности ничтожной сделки.
Таким образом, по недействительной сделке каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах.