Информационные сообщения
25.10.2022
Как избежать обмана при получении юридических услуг?

Для разрешения конфликтных ситуаций граждане обращаются за квалифицированной помощью в юридические компании, однако нередко становятся жертвами обмана со стороны этих же организаций.

Потребители обращаются исключительно с целью получить консультацию, однако вследствие неквалифицированной консультации, юристы вводят гражданина в заблуждение, убеждают его заключить договор, заплатив при этом крупную сумму денежных средств за ненужные услуги.
Как правило, самые распространенные жалобы на действия сотрудников юридической компании связаны с непредоставлением информации о цене и исполнителе услуг, отсутствием в договоре сроков оказания услуг или же нарушением установленных сроков, включением в договор ущемляющих условий (невозврат денежных средств в случае расторжения договора до начала оказания услуг).
Как правильно выбрать юридическую компанию? Как избежать обмана при получении юридических услуг? Предлагаем вам несколько рекомендаций, которые помогут вам сделать правильный выбор.
Прежде чем заключать договор на оказание юридических услуг, необходимо изучить информацию об исполнителе. Сведения об исполнителе юридических услуг должны быть доведены до потребителя в наглядном и доступном месте, а также содержаться в договоре. Ознакомьтесь с отзывами клиентов, которые могут быть размещены, в том числе в Интернете, а также со стоимостью предлагаемых услуг и ценой аналогичных услуг у других лиц или организаций. Внимательно изучите предмет и условия договора, сроки его исполнения.
Просмотр и скачивание в интернете образцов жалоб или претензий, поможет вам самостоятельно оформить данные документы, не переплачивая за это деньги.
Каждый гражданин РФ вправе по возникшим проблемам на бесплатной основе обращаться в письменной форме в соответствующие государственные органы.
При обращении в юридические компании стоит обратить внимание на навязчивое предложение заключить договор на оказание юридических услуг. Очень часто людям, достигшим пенсионного возраста или лицам, имеющим статус инвалидности, доводится заведомо ложная информация, например, о том, что они якобы получают выплаты не в том объеме, которые по закону положены им от государства и в этой связи предлагается составить заявления в органы государственной власти. Кроме этого, не стоит бездумно соглашаться на предложения лиц, оказывающих юридические услуги, получить кредит или займ для оплаты этих услуг, а также необходимо задуматься над обещаниями выиграть дело, после которого все потраченные клиентом на оплату юридических услуг деньги, будут возвращены.
При заключении договора оказания юридических услуг нужно понимать, что при оказании услуги продаётся не сам результат, а действие, к нему приводящее (например составление заявлений, претензий, жалоб, исков).
Если исполнитель не предоставляет клиенту возможности ознакомиться с условиями договора или не позволяет сделать копию документа, не дает необходимых разъяснений, предлагает подписать акт выполненных работ в момент заключения договора на оказание юридических услуг, в этом случае договор лучше не заключать.
При заключении договора об оказании платных юридических услуг необходимо выполнить следующее:
1. Проверьте наличие в договоре обязательных условий: информация о заказчике и исполнителе услуг, перечень услуг, сроки начала и окончания оказания услуг, стоимость услуг, права и обязанности сторон. Ознакомьтесь с договором внимательно, прежде чем поставить свою подпись.
Важно! Не подписывайте договор, не изучив его условия, так как если договор подписан потребителем, то Гражданским кодексом Российской Федерации этот факт расценивается как согласие с предложенными условиями.
Если Вы не согласны с указанными в договоре пунктами, то необходимо предложить внести в них изменения, если исполнитель отказывается это сделать, то следует подумать и возможно отказаться от подписания такого договора.
2. Проверьте наличие спецификации/ сметы к договору, в которой будут указаны наименование, стоимость и количество каждой услуги.
3. Юридическая компания не вправе без согласия клиента выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств.
4. После оплаты услуг обязательно потребуйте у исполнителя документ, подтверждающий оплату (кассовый чек, квитанция, приходно-кассовый ордер или иной документ в подтверждение оплаты).
5. После завершения оказания услуг должен быть составлен двусторонний акт прима-сдачи оказанных услуг (акт выполненных работ) с описанием объема оказанных услуг. Данный акт подписывается каждой из сторон договора.
Не подписывайте вышеуказанный акт в случае, если, Вы не удовлетворены качеством оказанных услуг и имеете претензии к исполнителю. Подписывать акт потребителю следует при полном отсутствии претензий к юридической компании.
    
Важно помнить, что согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при отказе от услуги потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с выполнением обязательств по договору. Обратите внимание, что фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например, подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий выезд юриста в судебные органы и др.). При неудовлетворении требования потребителя о возврате уплаченных денежных средств, спор может быть разрешен только в судебном порядке.
Как поступить, если нарушены сроки оказания услуги или потребителю оказаны услуги ненадлежащего качества?
В случае, если юридическая компания не выполнила свои обязательства по договору в установленные сроки и нарушила как начальные, и/или конечные сроки оказания услуги, то в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за оказание услуги; отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.
При этом в случае нарушения исполнителем установленных сроков оказания услуг исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена договором об оказании услуг не определена - общей цены заказа.
В случае, если потребителю оказаны услуги ненадлежащего качества, то в соответствии со ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право предъявить одно из следующих требований: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; повторного оказания услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем или если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Все претензии к исполнителю услуг необходимо оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
Если исполнитель услуг в добровольном порядке не удовлетворит Ваше требование, Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Материал подготовлен главным специалистом экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области Новиковой Г.В.