Мир без насилия. 11 сентября 2010 года исполнилось 9 лет со дня самого широкомасштабного террористического акта в Нью-Йорке, унесшего жизни 3 тысяч мирных жителей, в России 2 сентября почтили память жертв трагедии в Беслане, во время которой погибло 335 человек, преимущественно дети и подростки. Начало сентября 2010 ознаменовалось новыми террористическими актами Северной Осетии и Дагестане.
Говорят, что память склонна избавляться от всего неприятного и по возможности поскорее возвращаться к своему незамутненному состоянию. Но это свойство памяти нельзя считать благоприятным, когда речь идет о проявлениях экстремизма и терроризма на нашей планете. Чтобы победить это зло, нужно понять, в чем его корни, что движет людьми, приносящими в жертву не только свои жизни, но и жизни тысяч ни в чем не повинных людей.
На протяжении последних 20-25 лет мировое сообщество постоянно сталкивается с самым разнообразным по формам и способам действий религиозным экстремизмом и, наиболее болезненной его формой проявления - терроризмом.
Политический терроризм стал фактором политической жизни, превратился в одну из главных угроз безопасности в мире. Убийства государственных деятелей, представителей средств массовой информации, предпринимателей и финансистов, массовая гибель людей при взрывах на транспорте, на вокзалах, в других общественных местах вызывают у мировой общественности не только страх, но и требование усилить борьбу против насилия.
Важнейшей чертой терроризма как политического феномена является его идеологическое обеспечение. Идеологи терроризма видят его причины в свойственной, по их мнению, человеку тяге к насилию.В словаре «Политическая криминология» дается такое определение политического терроризма: «...совокупность насильственных вооруженных уголовно-наказуемых деяний, совершаемых субъектами политики в целях изменения, прекращения деятельности конституционных органов государственной власти, высших должностных лиц национального или иностранного государства, либо международного сообщества, либо видных политических деятелей (лидеров политических общественных объединений или международных организаций), либо изменения внешних или внутренних границ государства в определенном государстве (или группе государств), регионе за определенный период времени.
Современный политический террор представляет собой акты насилия, совершаемые отдельными лицами, организациями или правительственными органами, направленные на устранение нежелательных государственных или политических деятелей и дестабилизацию государственного правопорядка в целях достижения определенных политических результатов.Необходимо отличать политический терроризм от политического экстремизма, — схожего, но не тождественного явления. Понятие экстремизма значительно шире: террористические методы нередко используются экстремистскими организациями для осуществления их целей.
В политической сфере экстремизм выступает против сложившихся государственных, общественных институтов и структур, стремясь подорвать их стабильность, расшатать и низвергнуть ради достижения своих целей, как правило, силовыми методами. Для этого используются зажигательные лозунги и призывы, откровенная демагогия и организованные беспорядки, забастовки, гражданское неповиновение, террористические акты, методы партизанской войны и т. п. При этом экстремисты отрицают саму возможность каких-либо компромиссов, переговоров, соглашений, основанных на взаимных уступках. В своих действиях экстремисты руководствуются лозунгом «всё или ничего».Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, жестко утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций. Аргументация экстремизма обращена не к разуму, а к предрассудкам и чувствам людей. Доведенная до крайности, идеологизация экстремистских действий создает особый тип сторонников экстремизма, склонных к самовозбуждению, потере контроля над своим поведением, готовых на любые акции, на нарушение норм, сложившихся в обществе. Для экстремистов характерно стремление к господству «толпы»; они отвергают демократические методы разрешения возникающих конфликтов.Из многочисленных форм экстремизма следует выделить экстремизм политический.
Политический экстремизм — это в целом антиконституционная деятельность. Он опасен, в первую очередь, для самой государственности. Его конечной целью является приобретение власти, необходимой для установления режима монопольного правления силы, которая не терпит никакой оппозиции и будет подавлять мешающих ей "оппонентов" посредством неправового насилия.Политический экстремизм сегодня переходит в ряд явлений, представляющих реальную угрозу национальной безопасности России, жизненно важным интересам личности, общества и государства. В настоящее время системный характер приобретают такие действия экстремистов, как террористические акты, призывы к насильственному захвату власти, угрозы государственным и общественным деятелям, политическим лидерам и активистам, захваты заложников, блокирование административных зданий и учреждений, пикетирование и обстрел иностранных представительств, массовые беспорядки и другие акты насилия. Возникновение и активная деятельность незаконных вооруженных формирований, проведение террористами широкомасштабных боевых операций на Северном Кавказе, осуществление целой серии террористических акций, в том числе с использованием взрывных устройств, показали, что важнейшими объектами политического экстремизма стали конституционные права личности, жизнь, здоровье и свобода людей.Большую опасность политический экстремизм представляет в сфере межнациональных и религиозных отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России, влияние исламского фундаментализма дают мощный импульс развитию политического экстремизма, создают угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю. Основные мировые религии (буддизм, христианство и ислам) проповедуют терпимость и человеколюбие и не являются агрессивными по своей сути, не призывают напрямую к вражде по отношению к верующим иных конфессий. Однако среди представителей разных религий и мировоззрений были и есть свои радикалы. Это сторонники насилия там, где оно запрещено: в вопросах вероисповедания, отношения с людьми другой веры, в политике и в повседневной жизни. Самое страшное, что эти экстремисты действуют и выступают от имени и под знаменем той или иной религии и пытаются оправдать и обосновать свое насилие, преступления и агрессию ссылками на волю Бога. Также идейным обоснованием терроризму и насилию служат и те псевдорелигиозные учения, которые носят экстремистский, деструктивный и тоталитарный характер. Для них характерным является использование социальных лозунгов, активное психологическое воздействие на людей, ориентация на извлечение экономической выгоды. Многие из таких экстремистов отпочковались от традиционных религий и подвергли их своеобразной ревизии, тенденциозно трактуя их основные вероисповедные положения, вырывая из контекста и используя одни догматические положения вероучения в ущерб другим.
Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой широких организационных связей, политический экстремизм представляет угрозу для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, международной безопасности в целом, поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой. В современном мире требуется комплексный подход к осуществлению противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера. Как показывает анализ международного и национального опыта по противодействию религиозно-политическому экстремизму и терроризму, наиболее эффективными в этой области мерами являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности спецслужб, усиление борьбы с финансированием религиозно-политического экстремизма и терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы. Мощным средством противодействия распространению экстремизма может стать активная пропаганда духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обостренного чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными усилиями. Идея терпимого, уважительного отношения людей к инакомыслию, заинтересованное отношение индивида к другому человеку, принцип толерантности и идея ненасилия между людьми, этносами, государствами и цивилизациями должна стать в XXI в. универсальной основой человеческой жизнедеятельности.
(По материалам сайтов «Юридическая Россия», «Российское Объединение Исследователей Религии»)